Искусство Испании

Испанская культура представляет собой органичный сплав культур многих народов, населявших территорию страны. Богатство оттенков испанской культуры предопределено самой историей этого края. Почти все мировые направления и стили присутствуют сегодня в испанском искусстве, являющемся ярким свидетельством огромнейшего творческого потенциала и неисчерпаемого таланта народа этой прекрасной страны.

Первобытное искусство на территории Испании

Люди заселяли пиренейский полуостров еще задолго до изобретения даже простейшей письменности. Но ярким памятником их культуры стала наскальная живопись. Обнаружены огромные картины, повествующие о жизни древних людей, их быте, интересах и занятиях. Уникальными являются наскальные рисунки, обнаруженные в Кантабрии (пещера Альтамира). Созданные более пятнадцати тысячелетий назад рисунки поражают и сегодня сохранившейся яркостью красок и точностью передачи повадок животных, движений и т.д. На каменных стенах оживает удивительный мир, окружавший много веков назад первобытного художника, талант которого позволяет и сегодня приобщиться к жизни далеких предков, их интересам и чувствам.
Испанская земля богата и иными археологическими памятниками. В Кастилии и Менорке обнаружены усыпальницы и алтари, относящиеся к железному и даже бронзовому векам. В Адре и Кадисе (побережье Андалусии), как и на восточном побережье страны, имеется огромное количество памятников, свидетельствующих о существовании здесь финикийских колоний. Позднее здесь возникали и греческие колонии (Росес, Ампуриес). Разумеется, греки несли с собой и культуру своей страны, ее искусство. Огромное количество материальных свидетельств той эпохи тщательно сохраняется во многих испанских музеях.

Влияние Древнего Рима на культуру Испании

После захвата Пиренейского полуострова в ІІІ – І столетиях до н.э. могущественным Римом, эта провинция постепенно начинает играть в жизни империи важнейшую роль. Здесь родились многие полководцы Рима, выдающиеся писатели, поэты, мыслители, художники и даже два императора. Естественно, огромным было и влияние на Испанию культуры Рима. Здесь возводятся города, устраиваются мощеные дороги, прокладывается водопровод и сооружаются мосты по образцу римских. Многие города Испании (Барселона, Таррагон, Мадрид, Севилья, Малага и пр.) богаты памятниками, сохраняющими память о римском периоде в истории страны. Старинные акведуки, цирки, театры, форумы и общественные бани привлекают тысячи туристов. Многие музеи предлагают богатейшие коллекции относящихся к римскому периоду предметов искусства. Скульптура и архитектура Рима отличаются величием и монументальностью. Варвары-победители, сменившие римлян, внесли существенные изменения в культурное наследие захваченной ними римской провинции. Главным политическим и культурным центром вестготов стал Толедо, именно отсюда стали распространяться их влияние и культура.

Влияние исламского искусства на искусство Испании

Вторжение арабов на полуостров и восьмивековое их пребывание здесь, конечно же, не могло остаться бесследным и для искусства Испании. Отпечаток Востока просматривается во многих чертах местного искусства и сегодня. Архитектура благодаря этому влиянию приобрела изысканные прихотливые очертания, орнамент в архитектуре (да и не только в ней) приобрел утонченные геометрические черты. Наивысший расцвет местного исламского искусства приходится на десятый век. Многих, кому довелось повидать мечеть в Кордове или расположенный неподалеку от нее дворцовый город, называемый Медина Асхара, и сегодня поражает неповторимая выразительность каждой их черты. К периоду, последовавшему за развалом в одиннадцатом веке Кордовского халифата, относятся сарагосский замок Альхаферия и малагская цитадель. Период правления Альмохадов оставил после себя такие памятники, как, к примеру, севильские башни Торре-дель-Оро и Хиральда. Династия Насридов в небольшом королевстве Гранада оставила после себя такие несравненные памятники искусства, как сады Хенералифе и дворцовый комплекс Альхамбра. Здесь, в частности, представлены прекрасные образцы орнамента четырнадцатого – пятнадцатого веков. Попав сюда, словно переносишься в волшебный мир сказок незабвенной Шахерезады. Зелень садов сочетается с шорохом фонтанов. Неповторимое очарование дворцовых аркад и прохладных гротов пленяют простых смертных и вдохновляют писателей, поэтов, композиторов и художников на создание по-настоящему прекрасных произведений. Таким образом, исламское искусство Испании оказывает и всемирное влияние.

Христианское искусство в Испании

Параллельно с исламской культурой в подвластной арабам Испании (особенно на севере полуострова) успешно развивалась также христианская культура, каменными свидетельствами той эпохи служат монастыри, замки и прекрасные соборы. В архитектуре тринадцатого – четырнадцатого веков заметно преобладает готический стиль. Свидетельством тому служат соборы в Леоне, Толедо, Пальме, Бургосе и Жероне. На пятнадцатое столетие пришелся расцвет «пламенеющей готики». Этот период ознаменовался созданием неповторимых образцов архитектуры, среди которых расположенный в Толедо удивительный монастырь Сан Хуан де лос Рейес, а также дворец инфантов в Гвадалахаре, королевские больницы в Толедо, Гранаде и Сантьяго, собор в Севилье и другие. И сегодня взмывающие ввысь шпили соборов возвышаются над всеми постройками городов, как много веков назад.
Эпоха Возрождения для Испании была ознаменована выдающимися успехами. Страна осваивала Америку, и в этот же период были возведены такие величественные памятники того времени, как собор в Гранаде и расположенный там же дворец Карла V, монастырь Сан Лоренцо (Эскориал), университетский фасад Саламанки и пр. Сквозь века дошло к нам имя выдающегося архитектора той поры Хуана де Эрреры. В живописи вершиной стало искусство Эль Греко, отличающееся одухотворенностью образов и особой мистической экзальтацией. Настоящим украшением коллекций многих музеев стали его пейзажи и портреты, жанровые картины на различные темы, включая мифологические и религиозные, ставшие общепризнанными шедеврами искусства. Его пейзажи и портреты кажутся освещенными особым, неземным светом, что делает их особенно узнаваемыми. Забыть их, увидев лишь раз, уже невозможно.

Золотой век в искусстве Испании

И все же, золотым веком для испанского искусства принято считать период, когда творили Веласкес, Мурильо, Сурбаран. 
Веласкес в семнадцатом веке был придворным живописцем Филиппа ІV. Всемирно известны его прекраснейшие картины на мифологические и религиозные темы. Но особенно поражают зрителей его острохарактерные реалистичные портреты, прекрасно передающие внутренний мир изображенного человека (например, широко известен портрет Папы Иннокентия X). Живопись Веласкеса отличают острота наблюдений, смелость проникновения в характер модели, изысканность палитры и особое чувство гармонии, оказавшие огромнейшее влияние на десятки живописцев всего мира различных поколений. Живопись Веласкеса обладает особой притягательной силой. Парадные портреты далеких для нас людей, призванные, казалось бы, лишь иллюстрировать их роль в истории, поражают необыкновенной психологической глубиной, умением художника не только передать характер человека, но и предугадать его судьбу, запечатлев все это в неуловимых чертах, в мимике, повороте головы, жесте…
Эстебан Мурильо был президентом севильской Академии художеств. Благодаря ему испанская живопись обогатилась мягким лиризмом, присущим его сентиментальным полотнам («Мальчик с фруктами», «Отдых на пути в Египет» и пр.). Такое обнажение тонких чувств для чопорного и строгого искусства Испании были непривычными, поэтому появление полотен Мурильо современниками было оценено достаточно высоко.
В творчестве Франсиско Сурбарана идеальная точность передачи предмета сочетается с монументальностью и строгостью композиций. Натюрморты поражают зрителя способностью художника заставить изображенные на них необычные предметы раскрывать собственную сущность и характеры своих владельцев, людей обязательно незаурядных. Зритель невольно вместе с художником попадает под обаяние изображенных предметов. Для полотен Сурбарана характерна особая теплая палитра красок, что наиболее заметно в цикле о жизни св. Бонавентуры.
Эпоха барокко замечательна также великолепнейшими архитектурными шедеврами. Примером могут служить дворцы в Мадриде, Аранхуэсе и Ла-Гранхе.

Искусство Испании в ХІХ столетии

Для этого периода характерен возврат к ориентированному на гармоничность и понятность античных памятников классическому стилю и отход от вычурности и избыточности, присущих барокко. Благодаря этому были созданы такие всемирно известные грандиозные сооружения, как расположенный в Мадриде Музей Прадо. Девятнадцатый век ознаменовался также появлением Франсиско де Гойи, гениального художника, сумевшего наполнить свои произведения социальным гротеском, мрачной фантазией и неудержимой эмоциональной страстностью. Общеизвестны его серии «Бедствия войны», «Капричос», «Семья короля Карла IV» и многие другие. Своим творчеством художник во многом сумел предвосхитить направления развития графики следующего века.
Для архитектуры этого периода характерен интерес к собственному национальному прошлому, обращение к стилям, навеянным историей. К концу века быстро развивается модернизм, исповедующий новое понимание объема и пространства в архитектуре. Ярчайшими примерами нового подхода могут служить работы гениального Антонио Гауди из Каталонии (соб. Саграда Фамилия, барселонский парк Гуэль и пр.). В формах его работ присутствуют готические мотивы, воплощенные гением мастера настоящего времени. Своеобразным символом Барселоны, ее визитной карточкой стал сказочно причудливый собор Саграда Фамилия. В творчестве Гауди нашло отображение восприятие и воплощение готики мастером индустриальной эпохи.

Авангард ХХ столетия

Символом авангарда стало имя Пабло Руиса Пикассо, родившегося в Малаге. Основоположник кубизма Пикассо много работал в графике и живописи, его произведения «Голубь мира», «Герника» и многие другие, отличающиеся особой обостренной выразительностью, стали настоящим символом двадцатого столетия. Художник постоянно искал новые пути в искусстве, стремясь реализовать новые формы, особенную неведомую ранее выразительность. Нередко предлагавшиеся Пикассо художественные решения современниками воспринимались как откровенно экстремальные. Но все признавали, что они наполнены огромным творческим потенциалом. Такой же потенциальной творческой энергией отличаются работы Жоана Миро и Сальвадора Дали.
Уроженцы Каталонии Жоан Миро и Сальвадор Дали стали в испанской живописи не менее знаковыми фигурами, им принадлежит ключевая роль в достаточно экстравагантных неординарных течениях, таких как абстракционизм и сюрреализм. Безудержная фантазия и фантасмагоричность их произведений подкреплены виртуозным мастерством исполнения. Талант обоих художников позволил им самым иррациональным и противоестественным сочетаниям изображенных объектов и ситуаций придать видимость естественности и достоверности. «Женщина и птица» работы Жоана Миро или «Пылающий жираф» Сальвадора Дали равнодушным никого не оставят точно. Их творчество стало воплощением присущего всему современному человечеству поиска нового восприятия привычного мира, его осмысления, поиска совершенства бытия.
Последние десятилетия прошедшего века ознаменовались всемирным признанием таланта выдающихся современных испанских архитекторов Калатравы, Бофиля и Серта , замечательных скульпторов и художников Чильды, Барсело, Антонио Лопеса и Тапиеса.
Испания за многие века дала миру целое созвездие прекраснейших архитекторов, скульпторов, графиков и живописцев. И сегодня страна остается в авангарде современного искусства, сохраняя и преумножая его традиции.

Личности в истории Испании

Выдающиеся политики и исторические личности Испании 
Трагедия Корнелия «Сид», как и «Песня о моем Сиде» известны достаточно широко. Но мало кто знает, что у их героя был и исторический прототип, имя Родриго Диаса да Бивара, прославленного героя Реконкисты сегодня мало кому известно. Хотя, он и Сид Кампеадор, по-видимому, одно лицо. Главным подвигом Сида и его дружины была славная победа в 1094 г. в неравной битве под Альморавидами, благодаря которой Испания получила контроль над Валенсией. Песня утверждает, что король не просто прогнал, но и проклял Сида, но тот сохранил верность и подарил королю результаты своей славной победы. Сид (он же Родриго Диас да Бивар) родился в 1026 (или 1044?) году в Бургосе. Смерть его датируют 1099 годом.
Благодаря династическому браку Изабеллы Кастильской (1451 – 1504), королевы Кастилии с Фердинандом, ставшим вскоре королем Арагона, было достигнуто объединение двух земель. Именно с этого момента, как считают историки, началось объединение испанских земель. Хотя, конечно, до настоящего единства было, все же, еще далеко. Именно Изабелла, продав собственные драгоценности, финансировала экспедицию Колумба.
Супругом Изабеллы Кастильской стал Фердинанд ІІ Арагонский (1452 – 1516), бывший с 1468 года королем Сицилии. В 1479 г. он заключил брак с Изабеллой и в том же году стал королем Арагона. Этот брак положил начало объединению испанских земель. До кончины Изабеллы (1504) они совместно правили объединенной Кастилией, затем он занял престол Неаполитанского королевства.
Известный испанский конкистадор Франсиско Писсаро (1470 – 1541) прославился своими выдающимися географическими открытиями. В частности, ему первому удалось выйти в Южной Америке на побережье Тихого океана. Одновременно Писсаро приобрел славу жестокого безжалостного завоевателя, покорившего инкское государство Тауантинсуйу. Ним основаны города Трухильо и Лима.
Среди испанских конкистадоров немалую известность приобрел и Эрнан Кортес (1485 – 1547). После пятнадцатилетней службы на Кубе Кортес возглавил в 1519 году мексиканский поход, результатом которого стало покорение государства ацтеков. В 1522 – 1528 годах Кортес занимал должность генерал-капитана и губернатора т.н. Новой Испании. Кортес лично возглавил экспедицию, пересекшую Центральную Америку, стремясь отыскать морской путь к Тихому океану. Если мексиканцы воспринимают Кортеса неоднозначно, считая его выдающейся, но очень одиозной фигурой, для испанцев он остается настоящим героем.
Имя Франко (Франсиско) Баамонде (1892 – 1975) пользуется, вероятно, большей известностью, чем имена всех испанских конкистадоров. Каудильо (вождь) Испанской фаланги возглавил в 1936 г. антиреспубликанский мятеж, поддержанный фашистскими режимами Италии и Германии, и в результате кровопролитной гражданской войны он стал главой государства. Диктатура Франко продержалась до 1975 г. Практически перед смертью Франко передал власть в Испании королю.
Формально восстановление монархии в Испании было провозглашено еще в 1947 г., но фактически она была восстановлена лишь после смерти диктатора Франко. Королем Испании стал Хуан-Карлос (род. в 1938 г.), представитель династии Бурбонов. Практически с первых дней восстановления монархии в стране начались интенсивные либерально-демократические изменения. Сам король является заядлым спортсменом, предпочитающим мотоспорт, парусный спорт и лыжи. Король имеет двух дочерей, тоже увлекающихся спортом. Наследником испанского престола является сын Хуана-Карлоса Филипп. Королева София все силы отдает семье. Родные отмечают, что она управляет семьей нежной рукой, но достаточно властно. Фактически государством руководит глава правительства. Королю же отводится преимущественно представительская функция. Однако, король пользуется в стране заслуженным авторитетом, что не удивительно, учитывая его заслуги в успешной и достаточно быстрой демократизации общества.

Выдающиеся архитекторы Испании

Даже среди величайших испанских архитекторов Антонио Гауди (1852 – 1926) выделяется своей устремленностью ввысь и в будущее. Гауди относят к когорте деятелей искусства, опередивших свое время. Присущая его архитектуре открытость и возвышенность поражают людей во все времена. В своих творениях он успешно добивается непередаваемой фантастичности, даже сказочности сооружений, кажущихся вылепленными вручную. Среди его творений парк Гуэль и Дом Мила, а также другие постройки в Барселоне, где он преимущественно работал. Однако, наиболее известен собор Саграда Фамилия, строительство которого до нашего времени ведется с 1884 года.

Выдающиеся испанские художники

Имя Теотокопули Доменико сегодня практически никому не известно. Зато все знают величайшего испанского живописца греческого происхождения Эль Греко (1541 – 1614), написавшего «Вид Толедо» (1610 – 1614), «Погребение графа Оргаса» (1586 – 1588) и многие другие шедевры жанровой, мифологической и религиозной живописи, прекраснейшие пейзажи и портреты.
Творчество Диего де Сильва Веласкеса (1599 – 1660) стало всемирным достоянием. В период средневековья Севилья являлась, без преувеличения, художественным центром страны. Именно здесь родился будущий художник. С 1623 г. он был художником при дворе Филиппа IV. Кроме прекрасных картин с мифологическими, религиозными и жанровыми сюжетами, широко известны его замечательные портреты. Работы Веласкеса являются истинным украшением многих испанских и зарубежных музеев.
Страстная неподдельная эмоциональность отличает работы Франсиско Хосе де Гойя (1746 – 1828). Этот прекрасный гравер и живописец известен своими полотнами, графикой (цикл «Бедствия войны») и росписями (капелла церкви Сан Антонио де ла Флорида). Прекрасные образцы его творчества привлекают тысячи туристов во дворец Эскориал, в ризницу собора в г. Толедо, Музей Прадо и пр.
Основоположник кубизма Пабло Пикассо (1981 – 1973) также много работал как керамист и скульптор. Однако, наиболее известны его графические и особенно живописные работы. Самая большая коллекция его работ собрана в центре искусств королевы Софии. Кроме того, можно увидеть работы мастера в Малаге, в музее Пикассо, в Барселоне и в экспозициях многих других музеев.
По-настоящему культовой личностью современного искусства Испании стал Жоан Миро (1893 – 1983), талантливый живописец, график и скульптор. В Барселоне, родном городе Миро, расположен его Фонд. Картины художника выставлены в музеях современного искусства Севильи, Аликанте, Эльче и других городов.
Имя сюрреалиста Сальвадора Дали (1904 – 1983) известно, без преувеличения, всему миру. Для одних он навсегда останется величайшим художником, для других – успешным мистификатором, весьма преуспевшим в саморекламе. Однако, талант художника и сегодня привлекает огромный интерес к его самобытному творчеству. В Фигересе имеется Театр-музей Дали, не посетить это оригинальное учреждение было бы непростительной ошибкой. В Испании, в ознаменование столетнего юбилея со дня появления на свет замечательного художника, 2004 год был объявлен годом Дали. Он ознаменовался проведением целого ряда выставок, работавших в Барселоне, Кадакесе, Жероне, Пуболе, Фигересе, Мадриде и многих городах вне Испании.