Достопримечательности и что посмотреть в Фесе

Достопримечательности Феса

Основной достопримечательностью Феса является его медина, точнее, - две ее части: Старая медина IX века Фес-эль-Бали и Новая, созданная в XIV веке, - Фес-эль-Дждид.


Усыпальница Меринидов.

В северной части Старой медины  можно увидеть величественные руины эпохи Меринидов, относящейся к XIV веку. Более того, часть комплекса является еще древнее, некоторые его фрагменты датируются XII веком – т.е. эпохой Альмохадов. Комплекс состоит из захоронений Меринидов, симметрично расположенных до самых ворот Баб-Гуйса.
В северо-западной части Старой медины  находится здание Северного арсенала, в котором сейчас располагается Музей Армии. Здание было построено в 1582 году по приказу султана династии Саадитов Ахмеда аль-Мансура для защиты города и контроля над ним. В 1963 году сюда была перенесена коллекция оружия из Музея эль-Батха. Со временем сформировалась экспозиция, где в 16 залах в хронологическом порядке представлена история вооружения марокканской армии, а также армий других стран.
Дворец мавританского стиля Дар-эль-Батха, в котором расположен музей, был построен в 1873-1897 годах. Начинал строительство султан Хасан I, задумавший создать здесь прекрасный сад в андалузском стиле, чему способствовала близость реки Фес, воды которой должны были стать основой ирригационной системы орошения сада. Заканчивать строительство пришлось султану  Мулай Абдельазиз. Экспозицию, размещенную во дворце, называют Музеем искусств и традиций Феса. Другое название – Музей марокканского искусства. Здесь собраны книги по искусству, керамика, ковры, коллекция бронзовых дверей. Дворец Дар-эль-Батха славится также тем, что в  мае и сентябре в нем проходят концерты андалузской музыки.

Старая медина Фес-эль-Бали

Старый Фес - Фес-эль-Бали несколько изолирован от остальной части города. Это произошло потому, что вокруг него со временем образовались многочисленные кладбища, которые не позволяли вести новое строительство рядом с мединой. Фес-эль-Бали располагается по обоим берегам реки Фес. Он представляет собой замысловатое переплетение узких извилистых улочек,  это - уникальные мечети с медресе, шум базара, ослики, нагруженные снедью, бани и непередаваемая смесь восточных ароматов. Замечательно то, что все дома, мастерские и лавочки медины  сохранились в своем первозданном виде, поэтому вы можете часами блуждать по настоящему средневековому городу, восхищаясь тонкой резьбой, украшающей дома, арабесками над их входами, цветной мозаикой и массивными железными кольцами, исполняющими роль современного дверного звонка. Только здесь приходит понимание того, что все сделано добротно, на века.
С середины прошлого века усилиями ЮНЕСКО в медине ведутся реставрационные работы, а в Список  всемирного культурного наследия Фес-эль-Бали была внесена в 1980 году. Власти города понимают, что пока в медине живут и работают люди, она остается активной и деятельной частью города, а не просто музеем под открытым небом. Поэтому жителям медины  предоставлены немалые налоговые льготы, призванные удержать их от переезда в более благоустроенные районы города. Крепостные стены, со всех сторон окружающие Фес-эль-Бали, имеют несколько ворот: Баб-Дждид, Баб-Махрук, Баб-Зият, Баб-Фтух, однако основными воротами, находящимися на стыке двух медин, считают Баб-Бу-Джелуд. За этими воротами начинается таинственный мир, состоящий более чем из 9400 улочек и переулков, треть из которых заканчиваются тупиками, а их общая протяженность составляет 73 километра. Множество небольших площадей, образовавшихся на пересечении улиц, служат местом бойкой торговли. Ремесленники работают прямо на улицах медины: жители до сих пор используют произведения их труда в повседневной жизни, а для туристов они – не более чем экзотические сувениры. Утверждают, что до сих пор никто не смог составить подробную карту медины. Это похоже на правду, так как для того, чтобы уверенно ориентироваться, в ней нужно родиться и вырасти. Днем Медина малолюдна по причине жары, зато вечером, когда ветер с гор наполняет ее прохладой, она оживает: звучит андалузская музыка, в воздухе струятся ароматы кофе.
При кажущейся беспорядочности застройки медина четко структурирована: внутри нее существует 40 кварталов, каждый из которых содержит свою мечеть, систему водоснабжения, хлебопекарню и хамам. На ночь проход в квартал перекрывался специальными дверями, представляющими собой единственный вход в квартал. Сейчас в этом нет необходимости, но местные жители традиционно в ночь с пятницы на субботу закрывают двери кварталов. Нужно сказать, что все дома медины  скреплены между собой известняковыми плитами, поэтому медина фактически представляет собой единое целое, и догадаться о переходе из одного квартала в другой можно только по тем самым дверям. Трудно также определить достаток человека по тому, как выглядит его дом. Снаружи они одинаковы, различается только интерьер, увидеть который можно лишь случайно – в приоткрытую дверь. Центром старой Медины считают квартал Кайруан. Другой древний квартал Медины, расположенный на противоположном берегу Феса, населяют выходцы из Андалусии. Городские кварталы восточных городов традиционно формировались по ремесленной специализации. Так, в квартале Таннеурс располагается кожевенное производство, гончары живут в квартале Хенне, работой кузнецов можно полюбоваться в квартале Сеффарин, а столярные мастерские находятся в Неджарине. В торговых кварталах медины продаются всевозможные специи, а ткани – в самом знаменитом квартале Киссария.
Жителя  медины редко покупают готовый хлеб. Вместо этого женщины замешивают утром тесто и делают лепешки. На каждую из них ставится особое клеймо. Лепешки затем относят в ближайшую пекарню. Перед обедом по всему кварталу разносится умопомрачительный аромат свежевыпеченного хлеба, который хозяйки разбирают, узнавая его по своему клейму. 
Традиционные марокканские дома не имеют окон по фасаду.  Окна есть только в помещениях, выходящих во внутренние дворики. Такая архитектура всегда защищала от дневной жары и чужого глаза и была общепринятой. Обычно арабские дома делались двухэтажными, причем второй этаж не перекрывался и служил террасой, на которой отдыхали, сушили белье. Если семья разрасталась, террасу перекрывали тоже, а над ней устраивали новую террасу. Время, однако, вносит свои коррективы: теперь у арабских домов появляется новый непременный атрибут – спутниковые тарелки для приема телевизионных каналов.
Улочки медины  очень узкие, никакой современный транспорт по ним не проедет, поэтому марокканцы не могут обойтись без осликов. Это традиционное "транспортное средство" широко используется до сих пор и, если вы услышите крик "Балак" (Осторожно!), знайте, что вам предстоит разойтись с очередным осликом, груженным всякой всячиной. Сделать это бывает непросто – приходится буквально вжиматься в ближайший дверной проем. Городские власти обязали владельцев осликов иметь специальные мешки, в которые те должны собирать продукты жизнедеятельности осликов, поэтому не бойтесь наступить на "мину". Специфика медины потребовала даже дополнений в правила дорожного движения – на стенах домов можно увидеть знак: "Ослам проход запрещен".

Ворота Баб-Бу-Джелуд – это монументальные ворота, построенные в мавританском стиле в 1912 году. Форма ворот, представляющих собой три арки, наглядно демонстрирует идею трансформации фортификационного сооружения в  декоративные ворота. В оформлении центральной арки и расположенных по ее бокам арок поменьше доминирует традиционный для фесской керамики бело-голубой цвет и растительные мотивы орнамента. Большинство ворот Феса датируются XIII веком, поэтому Баб-Бу-Джелуд считаются молодыми воротами медины. Через них виден минарет медресе Бу-Инанья.
Любопытно, что учебные заведения  арабских стран – медресе  возникли гораздо раньше, чем их  европейские аналоги. Слово "медресе" с арабского можно перевести: "мудрый" или: "обучение, воспитание". Первоначально это были светские училища. Полагают, что латинское словосочетание: "alma mater" является простым искажением арабского аль-мадраса (аль-медресе), а традиционные четырехуголки, украшающие профессуру западных университетов, своим прообразом имели знаменитые фески Марокко.
Медресе Бу-Инанья – самая большая медресе города Феса. Она была создана султаном Абу Инаном. В медресе ведут две двери. Та, через которую входят, не снимая обуви, считается парадной. Она богато отделана бронзовыми украшениями. Другая дверь ведет непосредственно в молитвенный зал, входить в который в обуви категорически нельзя. Небольшой узкий вестибюль ведет к бассейну для омовения. Комнаты учеников, отличающиеся довольно аскетическим интерьером, выходят во внутренний двор медресе. Отделка двора, лестницы, ведущей наверх, где располагаются комнаты учеников, выполнена мрамором, фаянсом и ониксом. Резные украшения из кедра на фризах и перемычках эффектно контрастируют с белоснежными плитами стен, украшенными мозаикой. По всему периметру стены заполнены цитатами из Корана, выполненными черным на белом фоне. Завершают ансамбль великолепные потолки с мастерски выполненной резьбой по дереву. Прямо по двору медресе протекает небольшой приток реки Фес. Два мраморных мостика, перекинутых через поток, отделяют молитвенный зал с колоннами из оникса от остальной части медресе и являются недвусмысленной границей, пересекать которую немусульманам строго запрещено.
Дом с часами Дар-з-ль-Маган, расположенный напротив медресе Бу-Инанья, интересен водяными часами, установленными на его фасаде XIV века. Часы давно сломались, а так как никому не известен принцип их действия, никто не в состоянии отремонтировать древнюю конструкцию из медных чаш и деревянных блоков.

Караван-сарай эль-Наджарин.

Часть здания караван-сарая сейчас использует как Музей произведений искусства из дерева, вторую половину занимает ресторан традиционной восточной кухни. Вплоть до начала XX века трехэтажное здание караван-сарая, построенное в XVIII веке, предназначалось для торговцев предметами роскоши. Здание было в 1998 году реставрировано. Снимать здание и его отделку можно, а вот фотосъемка экспонатов музея запрещена. В экспозиции представлены музыкальные инструменты разных эпох, предметы быта и пр.

Мечети Феса

Главной особенностью Феса, придающей ему неповторимое очарование, являются многочисленные мечети, при которых иногда организованы медресе. Мечети Феса датируются в основном XIV веком. Самая знаменитая мечеть города – Кайруан, мечеть Аттарин поражает резьбой по камню и дереву, в Мечети Бу-Инанья удивительные витражи в мавританском стиле, Сахридж – отличается своим бассейном для омовений. Учтите, что во все мечети Феса допускаются только правоверные мусульмане.
Завийя Мулая Идриса занимает особое место среди мечетей Феса. Здесь находится усыпальница Идриса II – прямого потомка Пророка, священного покровителя города и его основателя. Это – наиболее охраняемая и почитаемая святыня города и даже всего мусульманского Марокко. В завийе всегда много нищих, так как одна из заповедей Пророка повелевает подавать милостыню. Сюда устремляются толпы паломников со всего света в надежде получить исцеление от болезней и обрести бараку. В прошлые времена здесь укрывались люди, преследуемые властями, так как на Святой земле никто не был вправе лишить их убежища. Территория завийи огорожена бревнами, установленными на высоте 1.6 метра от земли. Такая ограда призвана смирять гордецов, которые невольно кланяются, чтобы пересечь ее. Кроме того, ограда предохраняет святыню от осквернения лошадями и осликами, случайно оказавшимися здесь. Прежние порядки были настолько строги, что даже по улицам, примыкающим к усыпальнице, можно было передвигаться лишь босиком. Теперь нравы смягчились и достаточно оставить свою обувь перед входом. Тем не менее, завийя Мулая Идриса остается единственным местом в Магрибе, куда до сих пор не допускают женщин. Для них предназначены специальные отверстия в стенах, к которым они могут приложиться, причем отверстия расположены с обратной стороны мечети. С художественной точки зрения мечеть является образцом, поражающим своей скульптурной композицией, богатством отделки, ажурной резьбой по камню и дереву. Молитвенный зал освещается многочисленными люстрами. Удивительная коллекция часов размещена здесь. За отполированной миллионами прикосновений медной фигурной решеткой находится главная святыня – скрытая в глубине мечети гробница Идриса II.

Мечеть Кайруан – старейшая мечеть Феса. Она была построена в 859 году, минарет мечети датируется 956 годом. В середине XX века мечеть была отреставрирована. Прежде, до постройки мечети Хасана II, расположенной в Касабланке, мечеть Кайруан считалась самой большой мечетью в Северной Африке и могла вместить одновременно до 22 тыс. человек. Она была основана в квартале Кайруан одной богатой женщиной – беженкой из Тунисского города Кайруан в память о своем отце. С тех пор мечеть неоднократно перестраивалась, достраивалась и украшалась, так как каждая правящая династия считала это своим долгом. Сейчас она представляет собой сооружение с кровлей из зеленой черепицы, увенчанное пятью куполами. Поражают размеры центрального молитвенного зала мечети. Он имеет 16 рядов колонн и 10 поперечных нефов. Декор интерьера восточный, традиционный: орнаменты, позолота, арабески и затейливая резьба по дереву. Фонтаны для омовения, 2 павильона, построенные в XVI и XVII веке, находятся во внутренних двориках мечети. К ней можно подойти практически с любой стороны, так как основные фасады мечети Кайруан выходят непосредственно на оживленные улицы Феса. Через столетия она оказалась в центре общественной жизни города, торговые улицы сходятся к ней. Местные жители говорят о том, что все дороги ведут к Кайруану. Фатимиды присвоили ей статус соборной мечети. Со временем вокруг выросли жилые кварталы города. Свой современный вид мечеть Кайруан приобрела в эпоху Альморавидов. С XII века она не только является центром, вокруг которого развивался весь город, но превратилась в комплекс зданий, включающий хамамы, завийя, медресе, торговые ряды и гостиницы. Этот комплекс настолько плотно застроен, что дома горожан вынуждены были потесниться. В IX веке при мечети Кайруан был основан университет, принесший городу Фес славу культурного и религиозного центра всего арабского Востока. Это был один из старейших университетов мира. Более 8 тыс. студентов со всего Магриба в XIV веке обучались здесь мудрости и богословию. Преподавалось до 7 дисциплин. Преподавателей Кайруанского университета мог назначить только сам султан - эта должность была почетна и ответственна. Уже тогда преподаватели университета совмещали теоретическую работу с сугубо практическими занятиями коммерцией. Впоследствии именно преподаватели Кайруана основали знаменитый Каирский университет. Студенты также подрабатывали, обучая детей богатых жителей Феса. Очень часто богачи после своей смерти оставляли университету значительные средства, которые использовались для выплаты стипендий самым талантливым студентам. Кстати, одним из выпускников Кайруанского университета был римский папа Сильвестр II, который ввел в обиход арабские цифры, столь привычные для нас сегодня. Библиотека Кайруанского университета была создана в 1349 году. В ней до сих пор хранятся редкие рукописные издания Корана, древние манускрипты и научные труды. Именно Кайруан стал оплотом национально- освободительного движения марокканцев в период французского протектората. В 1956 году, после обретения страной независимости, она была обременена необходимостью выплаты в качестве компенсации огромной суммы в пользу Франции. Именно университет передал тогда монарху Марокко все свои средства для использования на благо Королевства.
С университетом Кайруана связаны старинные студенческие традиции. В XVII веке студенты могли в течение одного месяца управлять всем городом. Устраивались торжества, напоминающие карнавал, на которых студенты выбирали правителя на неделю – от пятницы до пятницы. После избрания халифа-студента в течение целого часа принимал как равного себе настоящий правитель Феса. Студент мог, не опасаясь последствий, говорить обо всем, что он думает по поводу управления страной, становясь "халифом на час". В дни своего правления студенты стремились всеми своими силами улучшить положение бедных людей. В эти дни прекращались неправедные суды и расправы, предпринимались усилия по просвещению народа, облегчению участи бедняков, стариков и больных.
Необычные впечатления остались у нашего соотечественника, основателя МХАТ В.И.Немировича-Данченко, посетившего Кайруанский университет в 1845 году. Университет его разочаровал, так как он решил, что никаких точных наук в нем не преподается, а сами мудрецы с этими науками не знакомы. Его удивило, что они мало читают, если читают вообще. Гостя поразило, что здесь считают ненужным знать чужие мысли, так как у каждого должны быть свои, а также мнение о том, что знания нужны только неверным, правоверных спасает благодать.
Медресе Аттарин находится напротив мечети Кайруан. Это вторая по известности медресе города после Бу-Инанья. Двухэтажное здание мавританского стиля, построенное в 1325 году султаном Абу Саидом Атманом, отличается своей утонченной красотой. В его отделке использована глазурованная плитка, мозаичные медальоны, резные деревянные детали тончайшей работы, изящные арабески. Обращает на себя внимание роскошная бронзовая люстра весом 1400 кг. Двор облицован бело-коричневой керамикой. Интересен расположенный на первом этаже мраморный бассейн, комнаты учеников, расположенные на втором этаже здания, отличаются прекрасной деревянной отделкой.
Будучи в Фесе, невольно обращаешь внимание на то, что декор старинных марокканских зданий неповторим и уникален. Древние мастера работали дотошно и кропотливо – повтор рисунка считался недопустимым явлением. Штампы появились гораздо позже. Они упростили работу мастеров, но и обезличили ее в какой-то степени.
Караван-сарай Тетуан обязан своим названием купцам, приезжавшим из Тетуана и любившим останавливаться именно здесь. На первом этаже помещения располагались склады и небольшие лавки, на втором были жилые помещения для гостей, а внутренний двор был "парковкой" для лошадей и мулов, которые в большом количестве сопровождали восточных купцов. В вестибюль караван-сарая можно попасть прямо с улицы, миновав массивную дверь. Отделка вестибюля соответствует эпохе Меренидов. Во дворе, образованном внутренними галереями, обращают на себя внимание большие старинные весы, расположенные напротив вестибюля под навесом. Балюстрады галерей украшены резьбой по дереву и элементами, изготовленными из кованого железа.
Мечеть и медресе Андалус. Как и во всех мечетях Феса, вход разрешен только для мусульман. Здание мечети, построенное в мавританском стиле IX века, в XIII веке было богато декорировано и расширено. Андалусская мечеть была построена младшей сестрой основательницы Кайруанской мечети Фатимы Мухаммед бен Фехари. Неудивительно поэтому, что мечети очень похожи, более того, их судьба долгое время складывалась одинаково. Каждая из них является своеобразным центром притяжения, к каждой ведут окрестные улочки. Они обе стали соборными в одно и то же время. Дальнейшее активное развитие левобережной части города повысило значение мечети Кайруан, а статус мечети Андалус понизился до обычной мечети правобережной части города. Тем не менее, на правом берегу Феса центральной является мечеть Андалус, выделяющаяся из городской застройки своим монументальным порталом с кедровым навесом и торговой площадью, находящейся перед ней.