Что интересного в Мекнес

Достопримечательности Мекнеса

Медина Мекнеса невелика, заблудиться в ней нельзя, хотя это самая древняя часть города с кривыми запутанными улочками. Наиболее заметны: мечеть Берден и старинные ворота Баб-Берден, расположенные на северо-востоке медины. Ворота построены по личному указанию Мулая Исмаила, как, впрочем, и большинство из сохранившихся памятников города. По своей форме ворота скорее напоминают вход в средневековый замок, - они украшены зубчатыми башнями.
У Мекнеса есть своя особенность в наименовании ворот города. Их названия связаны с окрестными базарами, а не с направлениями, как в других городах Марокко. Так, ворота Баб-эль-Хмис (ворота четверга) названы так потому, что именно в четверг здесь устраивается базар. Еще интереснее история названия ворот Баб-Берден. Берденами в Марокко называют сумки, в которых перевозятся грузы на осликах. У этих ворот как раз и находятся мастерские по производству таких сумок. Рынки и основные достопримечательности нужно искать в центре медины.
 Если вам встретится уличный укротитель змей, это, скорее всего, один из последователей св. Исы. Исава – так они себя называют, исповедуют суфийское направление ислама. Их позиции довольно сильны в Марокко. С поклонниками змей связана любопытная легенда, по которой султан Сиди Мохаммед бен Иса из Мекнеса охотился некогда в пустыне и в пылу погони он и его приближенные заблудились. Несколько дней они были вынуждены питаться змеями и кактусами. А вывели их к человеческому жилью кобры, которые все это время неотступно сопровождали их. С тех пор исава научились управлять змеями, они очень уважают их и даже стали осуждать убийство других животных. В Мекнесе по инициативе исава создано общество защиты животных.

Кубба Сиди-Мохаммед-бен-Иса.

Вход в белокаменную куббу с зеленой черепицей разрешен только последователям ислама. Раз в год сюда изо всех городов Марокко, Алжира и Туниса съезжаются последователи св. Исы, чтобы пройти торжественной процессией по всему городу. Иса считался святым еще при жизни, многие люди стремились стать его учениками, но он выбирал самых достойных и лучших. Авторитет св. Исы всегда был непререкаем.
 Медресе Бу-Инанья, построенная в 1358 году, позже была названа в честь своего создателя Бу-Инана. Теперь это памятник архитектуры эпохи Меренидов, а прежде здесь одновременно учились до 100 мальчиков в возрасте от 8 до 10 лет. Сейчас открыты для посещения все помещения медресе, в том числе комнаты нижней галереи, в которых жили ученики, а также верхняя галерея, предназначенная для старших студентов и преподавателей. Нельзя не обратить внимания на стены залов медресе, украшенные арабесками и мозаикой, на потолки из резного кедра. В зале для омовений находится бассейн, выполненный в виде морской раковины.

Музей Дар-Джамаи. 

Следует помнить, что фотографировать можно только элементы здания музея, но не сами экспонаты. Здание музея, построенное в 1882 году, предназначалось для семьи великого визиря Хасана I Мохаммеда Беларби. В 1912 году в этом здании размещался военный госпиталь, а с 1920 года в нем находилась экспозиция Музея марокканского искусства. В ней были широко представлены предметы искусства и быта жителей Мекнеса. В 2005 году в Марокко проводилась модернизация системы музеев, после которой экспозиция Дар-Джамаи стала специализированной – теперь здесь представлены только ковры из всех регионов Марокко.
В жизни марокканцев ковры вовсе не являются предметами роскоши, скорее, - это предметы первой необходимости. Для обитателей глинобитной хижины в горах или палатки только ковер давал возможность согреться зимой, так как никаких отопительных устройств тогда не существовало. В городах ковры предохраняли своих владельцев от холода, так как жилище марокканца часто было облицовано керамической плиткой. Только марокканским девушкам доверяют ткать ковры, так как считается, что с возрастом женщина утрачивает необходимую ловкость и остроту зрения, позволяющую добиваться наивысшего качества. Свои особые традиции ковроткачества присущи каждому из регионов Марокко. Самыми "берберскими" коврами считаются изделия мастериц Шишуа, что не совсем верно. Их создают потомки арабов-бедуинов, переселившиеся из Сахары на равнину Хауз в XIV веке. Ковры Шишуа легко узнаваемы по черной зигзагообразной линии по краю ковра и по преобладанию красных тонов. Традиционные берберские ковры отличаются несложным орнаментом, состоящим из зигзагов, квадратов и ромбов, причем это – символы, созданные много веков назад и имеющие свой смысл. Лучшими считаются знаменитые рабатские ковры. Существует легенда, по которой аист, некогда летевший из Турции, обронил лоскут на террасу одного из домов Рабата. Рисунок местным жителям понравился. Ковры из Рабата сравнивают с садом древних растений. Рисунок обычно строится вокруг крупной центральной композиции, по периферии помещаются бордюры с цветочным орнаментом. Используется в основном малиновый, розовый и красный фон.
Новая медина -Имперский город. Новую медину называют Имперским городом потому, что это именно тот город, который построил султан Мулай Исмаил. Сегодняшние руины Имперского города находятся под защитой ЮНЕСКО. В его северо-западной части находится дворцовый комплекс Дар-эль-Кебира, содержащий сам дворец, более двадцати различных павильонов, две мечети. В эту часть города ведут ворота Баб-эль-Мансур. В северной части Имперского города расположен мавзолей Мулая Исмаила, королевский дворец Дар-эль-Мах-зен и тюрьма для христиан. Южнее Имперского города можно осмотреть конюшни Мулая Исмаила, бассейн Агдаль и зернохранилище Дар-эль-Ма.
 Ворота Баб-эль-Мансур. Это самые красивые ворота Марокко, которые служат в качестве главного входа в Имперский город. Ворота украшены мощными колоннами с коринфскими капителями, в отделке ворот присутствует черная арабская вязь. Привлекают внимание посетителей сложные мозаичные узоры, выполненные из глазурованной керамики темно-зеленого цвета, изящные арабески-стукко. Колонны ворот в римские времена были изготовлены на Апеннинском полуострове и доставлены в Волюбилис. Для строительства своего нового города султан Мулай Исмаил распорядился перевезти их в Мекнес и использовать в отделке ворот Баб-эль-Мансур. Сам султан не дожил до окончания их постройки, заканчивать ворота пришлось уже его сыну. Другое, более полное название ворот - Баб-эль-Мансур-эль-Ильдж, что означает: "Ворота Мансура-вероотступника". Таким образом была увековечена память архитектора Мансура Ла Риш, который был узником марокканской тюрьмы и получил свободу только после того, как принял ислам. И, наконец, есть третье название ворот: Баб-эль-Кара, отражающее название той тюрьмы, в которой томился несчастный архитектор. Помимо своих высоких художественных достоинств, ворота Баб-эль-Мансур были реальным фортификационным сооружением. Враги, пробившие с помощью тарана первые ворота, упирались во вторые, пробить которые было крайне затруднительно из-за недостатка пространства. Сейчас внутри ворот развернута временная выставка произведений современных художников.

Тюрьма для христиан.

Подземная тюрьма для христиан еще называется: "тюрьма Кара". Ее построил португальский пленник Кара в обмен на обещание султана Мулая Исмаила даровать ему свободу. Тюрьма имела гигантские размеры – это квадрат со стороной 7000 метров. Тюрьма была рассчитана на 40 тысяч пленников. Сейчас уже не осталось никого, кто бы знал обо всех хитросплетениях подземных лабиринтов. После землетрясения 1755 года большая часть подземелья обрушилась. В остатки катакомб, которые протянулись на многие километры в сторону Феса, не решаются спуститься даже самые отважные местные жители. Туристам доступны для осмотра три большие подземные камеры, площадь каждой из которых 2000 кв. метров. В тюрьме Кара содержали пассажиров и моряков с европейских судов, захваченных пиратами Сале. Бедных пленников обменивали на мусульман, попавших в европейские тюрьмы, за богатых пленников просили выкуп, а большинство узников вынуждали принимать ислам и работать на строительстве нового города.
 Один из узников тюрьмы Кара – француз Мует сумел описать подробности своего 10-летнего заключения, а также жизнь султана и нравы города Мекнеса. По его словам в подземной тюрьме томились 30000 преступников и 25000 христиан. В гареме более 500 женщин, собранных со всего мира, рожали султану бесчисленное потомство. Только за лошадьми ухаживало более 30000 рабов. Ради справедливости стоит заметить, что арабские источники оспаривают эти цифры: узников-христиан было не более 1500. Все переговоры велись в зале для приема иностранных послов, расположенном прямо перед тюрьмой. Послы могли видеть, в каких условиях содержатся их соотечественники, через отверстия, предназначенные для освещения подземных камер. Это, по мнению султана, весьма способствовало скорейшему получению выкупа и значительно ускоряло переговоры.

Мавзолей Мулая Исмаила.

Одним из немногих святых мест Марокко, в которые разрешено входить немусульманам, является усыпальница Мулая Исмаила. Специальное решение по этому поводу принял Мохаммед V. В 1957 году усыпальница была реставрирована. Над мавзолеем немало поработали в свое время лучшие мастера Марокко, поэтому сооружение получилось изящное и светлое. Все, начиная от входа, прекрасно декорировано, устроены просторные арочные коридоры с колоннами из Волюбилиса, потолки украшает резьба по кедру. Полы устланы марокканскими коврами. В глубине зала можно прочитать строки поэмы, написанной Мохаммедом V в честь Мулая Исмаила. Здесь же изображено генеалогическое древо династии Алавитов. Внутри есть дворик с фонтаном для омовений, украшенный мозаичной плиткой.
 Конюшни Мулая Исмаила представляют собой остатки огромных конюшен, в которых содержалось до 12000 лошадей. У каждой лошади было свое стойло, за ними ухаживала целая армия рабов. Руины конюшен до того живописны, что здесь снималась кинолента Скорцезе "Последнее искушение Христа". Крыша здания не сохранилась, поэтому игра лучей солнца в высоких полукруглых сводах создает удивительные световые эффекты.

Зернохранилище Дар-эль-Ма.

В переводе – водяной дом. Это колоссальное сооружение должно было снабжать водой и питанием всех многочисленных обитателей конюшен. 10 колодцев 25-метровой глубины должны были обеспечивать водой лошадей и поддерживать необходимый уровень влажности. Система циркуляции воды под каменным полом и в толще мощных стен была придумана самим Мулаем Исмаилом. В те времена крышей зернохранилища был каскад террас, на которых были разбиты сады. И сейчас наверх ведет внешняя лестница, с которой открывается великолепный вид на Имперский город.

Квартал Агдаль.

Бассейн Агдаль, находящийся здесь, выполнял сразу несколько функций. Во-первых, - это было резервное водохранилище на случай осады города. Во-вторых, с его помощью орошались сады Агдаль. В-третьих, бассейн был любимым местом развлечения многочисленных наложниц и жен султана.