Медина Марракеша одна из самых древних в Марокко. По величине она вторая после медины Феса. Туристы приезжают в город, прежде всего, для посещения медины. Крепостная стена длиной в 10 км с 14 воротами и множеством дозорных башен была построена Али Бен Юсефом в 1126 году. Та часть города, которая находится внутри крепостной стены, называется мединой – Старым городом, узкие улочки которой и по сей день живут своей жизнью. Прогулку по историческому центру города удобнее всего начинать с огромной площади Джема-аль-Фна, которая является также большой театральной сценой. На северо-западе от площади находится мечеть Баб-Дуккала, на юго-западе отель Mamounia, мавзолей Юсуфа ибн Ташфина и знаменитая мечеть Кутубия. Отправившись в северном направлении, можно увидеть фонтан Эшроб-у-Шуф, а в северо-восточном - полюбоваться мечетью и медресе Бен-Юсеф, куббой Ба'Адин. Рядом расположен музей Марракеша. В северной и северо-восточной части Медины расположены самые большие рынки города – суки, привлекающие к себе множество туристов. На юго-востоке находится музей Берта Флинта и музей Дар-Си-Саид. Там же расположен дворец Бахия. Южнее дворца начинается еврейский квартал меллах, где до сих пор сохранилась крупная община, и действуют несколько синагог. Кроме того, в южной части Медины сосредоточены не менее интересные места: королевский дворец Palais Royal, гробница Саадитов, дворец Эль-Бади и мечеть Аль-Мансур. В королевский дворец туристов не пускают, так как это действующая резиденция монарха, зато прогуляться по королевским садам Агдаля вам никто не помешает. Для прогулки можно нанять конный экипаж, и не спеша знакомиться с достопримечательностями города. Ездят по медине и Petit-taxi, однако улочки здесь столь узкие, что диву даешься, как таксисты ухитряются протиснуться через них. В медине есть рестораны, в качестве которых используются прежние дворцы – риады, поэтому всегда есть возможность перекусить и полюбоваться помещениями со старинным интерьером. Цены в них высокие, предлагается традиционная марокканская кухня.
Площадь Джема-аль-Фна считается сердцем или даже душой Марракеша, как и сам Марракеш называют сердцем Марокко. ЮНЕСКО включило эту площадь в Список духовного наследия человечества. Это – настоящий культурный феномен, а не аттракцион, созданный для туристов. Здесь - подлинная жизнь старинного города, которую он ведет независимо от вашего присутствия вот уже тысячу лет. Как и много столетий назад здесь звенят колокольчиками водоносы, пытаясь привлечь покупателей, танцовщицы стараются увлечь вас танцем рук – гедрой. Здесь слышатся традиционные мелодии, исполняемые местными музыкантами, рядом сказители поют свои бесконечные истории. Чернокожие гнауа впадают в транс под бой барабанов, заклинатели змей демонстрируют свое жуткое искусство. А также: знахари, продающие свои снадобья, акробаты, гадалки, сидящие под большими зонтиками. Все они – "на работе", что следует учитывать тем, кто хочет сделать фотографии. За это нужно заплатить. Однако не думайте, что все это великолепие предназначено исключительно для туристов. Вовсе нет – марокканцев в толпе намного больше, чем туристов. Просто площадь живет для своих жителей, - как и тысячу лет назад. Воздух Медины насыщен множеством запахов: специй, апельсинов, благовоний и мяты. Признаками современности являются мотоциклистки, одетые в традиционные джелябы и рассекающие толпу на огромной скорости. Кварталы Старого города делятся по ремесленному признаку, тот же принцип действует в отношении всех участников грандиозного шоу на площади Джема-аль-Фна. Мастера каждой специальности живут в отдельных кварталах. Есть квартал сказителей, квартал гнауа, и так далее. Живут они обособленно, а работают вместе – на площади. По периметру Джема-аль-Фна, который представляет собой прямоугольник 150 х 100 метров, расположены торговые ряды. На них высятся горы апельсинов. Тут же каждому желающему предлагают свежевыжатый апельсиновый сок. Все лавки пронумерованы и, если вам понравилось обслуживание, смело приходите сюда вновь: вас узнают и радушно примут. Устав бродить по площади, можно осмотреть ее сверху. Для этого предназначены террасы близлежащих кафе. Чтобы туда попасть, просто купите в кафе любой напиток. Название площади в переводе на русский язык звучит устрашающе: "собрание мертвых, площадь отрубленных голов". Когда-то в древности здесь казнили воров и убийц, их головы отдавали евреям для засолки, после чего они еще долгое время торчали на стене, утыканной гвоздями, в назидание тем ворам, которые еще не попались. Площадь просыпается сразу же после того, как начинает работать рынок – сук. Вначале она пустынна, лишь редкие фигуры стариков-водоносов в огромных ярких шляпах, неспешно прогуливающихся здесь, оживляют ее. Подлинная жизнь Джема-аль-Фна начинается после того, как спадет зной и она продолжается чуть ли не до самого утра. Создается такое впечатление, что весь Марракеш одновременно вышел на прогулку, а он – не маленький. Все больше становится актеров, появляются повара в белоснежных колпаках, дым от жаровен густыми волнами поднимается в темное небо. В это время можно недорого и очень вкусно поесть. Местные жители не признают вилок и ложек, но для иностранцев они найдутся. Столы ломятся от еды, вдоль них лавки – с одной стороны, и продавец - с другой. Просто покажите пальцем, и выбранное вами блюдо тотчас окажется перед вами. Имейте в виду, что на площади много воров-карманников, поэтому стоит внимательно следить за кошельками и аппаратурой.
Мечеть Кутубия – это не только главная мечеть Марракеша. Поскольку мечеть является самым высоким зданием города, она – основной ориентир для заблудившихся туристов. Говорят, что мечеть видна на расстоянии 30 км от города. Как и во всех мечетях Марокко, вход разрешен только для мусульман. Вот уже почти девять веков Марракеш просыпается под звуки муэдзина, льющиеся с минарета мечети Кутубия. В конце XII века были построены три очень похожие сооружения: минарет Хиральды в Севилье, который был позже переделан в колокольню кафедрального собора, башня Хасана в Рабате и минарет мечети Кутубия. Все они выполнены в мавританском стиле и считаются вершиной архитектурного зодчества той эпохи. Свое название мечеть Кутубия (Книжная) получила по месту своего расположения – здесь прежде находился рынок книг и манускриптов. Когда Абд аль-Мумин - первый правитель династии Альмохадов задумал возвести мечеть на месте каменного дворца своего предшественника Абу-Бакра, выяснилось, что мирхаб мечети, в отделке которого были использованы прекрасные колонны, был неправильно ориентирован по отношению к Мекке. Разгневанный султан приказал все разрушить и начать строительство заново. (Впоследствии в 1948 году археологам удалость найти остатки той – первой мечети, которые теперь доступны для осмотра) С архитектором жестоко расправились, и через 15 лет мечеть была построена вновь. Заканчивать строительство пришлось уже внуку султана Абд аль-Мумина. Именно Якуб аль-Мансур построил для мечети минарет из сланцевого песчаника, который добывали в карьере Джебель-Гелиз. Высота минарета – 77 метров. Золотые шары, расположенные на его шпиле, по мнению астрологов султана, удерживались в равновесии лишь благодаря правильному расположению планет. Строители вряд ли думали так, – они просто основательно укрепили шары. Есть еще одна легенда, связанная с золотыми шарами на минарете. Говорят, что на их изготовление были израсходованы все украшения жены султана. Та вынуждена была принести такую жертву в знак раскаяния за грех чревоугодия, который она допустила во время священного месяца Рамадан. Эта легенда распространилась повсеместно и принесла городу немало неприятностей, так как многочисленные завоеватели стали охотиться за этим богатством. Велико было бы их разочарование, если бы они узнали, что все шары изготовлены из позолоченной меди.
Мавзолей Юсуфа ибн Ташфина – это скромное здание под зеленой черепицей, которое расположено неподалеку от мечети Кутубия. Входить в мавзолей разрешено только мусульманам. Юсуф ибн Ташфин из династии Альморавидов - основатель города является самым почитаемым святым Марракеша. Мавзолей - это древнейший памятник медины. Он почти ровесник городу.
Отель "Мамуния" – самый знаменитый отель Марракеша. Известность ему принесли важные постояльцы, которые останавливались в нем в разные годы. Среди них: Стивен Кинг, Жан-Поль Бельмондо, Джимми Хендрикс, Марлен Дитрих, Пазолини, Чарли Чаплин, Де Голль, Рузвельт. Особо теплые воспоминания остались у администрации об одном из гостей отеля – Уинстоне Черчилле. Тот был настолько очарован Марракешем, что посвятил ему несколько строк в своих мемуарах, оставил в подарок отелю большую коллекцию фотоснимков и акварелей. Сегодня любой может снять номер, в котором жил знаменитый премьер Великобритании. Отель "Мамуния" находится неподалеку от мечети Кутубия, поэтому найти ее проще всего, ориентируясь на самую высокую мечеть города. Здание, в котором сегодня размещается отель, прежде было дворцом правителя Марракеша, которого звали Мулай аль-Мамун. Во времена французского протектората здесь открыли самый шикарный отель Марракеша, который назвали по имени прежнего владельца - аль-Мамуна – "Мамуния". Вокруг здания отеля разбит прекрасный сад, когда-то бывший придворным. Он настолько обширен, что до балконов постояльцев отеля не долетает городской шум, - только пение птиц и аромат апельсиновых деревьев.
Дворец Дар-эль-Глауи – это здание, основной тон в архитектуре которого задают традиционные марокканские мотивы с легкой примесью европейского стиля. За высокими стенами скрываются ухоженные сады с аллеями, вымощенными мрамором. С 1974 года и по настоящее время в здании дворца помещается Марроканское представительство культуры, хотя дворец открыт для посещений, поскольку является памятником архитектуры.
Фонтан Эшроб-у-Шуф расположен в относительно спокойном районе Марракеша, здесь нет шума рынков, и туристы сюда заходят довольно редко. Название фонтана в буквальном переводе означает: "Испей и восхитись". И действительно, выпив стакан воды, стоит только поднять голову, и увидишь великолепный навес из зеленой черепицы с потолком из резного кедра.
Мечеть Али-бен-Юсеф – одна из самых старых мечетей, сохранившихся в Марракеше. Вход разрешен только для мусульман. Мечеть очень большая. Прежде она была еще больше, но сильно пострадала во времена смены династий, как и многие здания Марракеша. Новые правители очень часто стремились уничтожить постройки своих предшественников. В более поздние времена правления Альмохадов и Саадитов мечеть была все же реставрирована.
Медресе Али-бен-Юсеф расположена рядом с мечетью Али-бен-Юсеф. Это – настоящий шедевр архитектуры эпохи Меренидов. В 1565 году был построен мавзолей Бен Юсефа. В 1570-м здание переделали, устроив в нем самую большую и престижную в Магрибе школу по изучению Корана, способную принять сразу 900 студентов. Архитектура здания весьма необычна. Помимо традиционно большого внутреннего двора, вымощенного мраморными плитами, имеется еще семь небольших двориков. Вокруг большого двора устроены галереи. Зал для молитв укрывается за порталом в глубине одного из двориков. Стены украшены арабесками из фаянса разных цветов: красного, синего и зеленого. 132 комнаты для студентов, окна которых выходят в сад, располагаются на втором этаже медресе. Внутреннее убранство комнат включает мозаики, украшения из мрамора, гипса и кедрового дерева.
Музей Марракеша в настоящее время представляет собой Музей современного и восточного искусства. Он расположен во дворце Дар-Менебхи – классическом образце истинного мавританского зодчества. В коллекции музея находятся художественно исполненные издания Корана, монеты, керамика, ювелирные украшения и старинные книги. Здесь же время от времени устраиваются выставки современных художников, фотографов и скульпторов. Здание очень велико, оно занимает площадь в 2108 кв. метров. Средства на создание музея предоставил Фонд Омара Бенджеллуна.
Кубба ба'Адин – одна из самых маленьких и древних кубб эпохи Альмохадов. Она находится неподалеку от Музея Марракеша и является одним из немногих святилищ, которые избежали разрушения Альморавидами. В отличие от большинства других святилищ Марокко вход в кубу ба'Адин разрешен и немусульманам.
Район рынков находится к северу и северо-востоку от площади Джема-аль-Фна. На первый взгляд, кажется, что застройка этого района совершенно хаотичная, однако потом начинаешь понимать, что она вполне логична. Район поделен по ремесленному принципу: есть квартал ювелиров, жестянщиков, сапожников, кузнецов и других ремесленников. В глубину квартала ведет улица Сук Смарин, плавно переходящая в ул. Сук-эль-Кебир. На всем пути по сторонам улиц вы видите различные кварталы мастеров Марракеша. Воздух насыщен самыми разными запахами: железа, серы, корицы, дерева, воска, извести, краски, кожи, мяты. На ваших глазах ремесленники, которые работают прямо на улицах, вырезают музыкальные инструменты, деревянные фигурки, делают знаменитые бабуши и медные чайники. Все это немедленно продается, если найдется покупатель. Туристы любят наблюдать за выделкой кожи, технология которой осталась такой, какой была сотни лет назад. Запахи в этом квартале приятными не назовешь, поэтому многие туристы заранее покупают пучок мяты, способной перебить неприятный запах. На медном рынке стоит такой грохот, что он превосходит шум от квартала кузнецов. Все чеканщики медного рынка традиционно плохо слышат и разговаривают исключительно криком. Здесь принято торговаться. Если вы хотите купить что-то дешевле – обязательно торгуйтесь.
Музей Берта Флинта расположен между дворцом Эль-Бахия и Музеем Дар-Си-Саид. Голландский антрополог Берт Флинт собрал здесь коллекцию народных промыслов, представляющих все районы Марокко. Она включает предметы мебели из Атласа, Сахары, северных областей страны; ковры, музыкальные инструменты, ювелирные изделия и одежду. Еще
одно отделение музея находится в Агадире.
Музей Дар-Си-Саид находится на ул. Riad Zitoun el-Jdid. В музее выставлены образцы народного творчества горожан Марракеша, близлежащих селений и южной части Марокко. Музей располагается во дворце, который был преобразован в музей в 1932 году. Прежде дворец занимал камергер Сайда Мусса - брат великого визиря Сиди Муссы. На первом этаже музея располагается экспозиция одежды, ювелирных украшений, предметов быта и оружия. Нужно сказать, что вещи, экспонируемые здесь, по-прежнему широко используются жителями Марокко в их повседневной жизни. На втором этаже музея можно увидеть элегантную мебель из кедра. Третий этаж занимают ковры. Здесь их великое множество. Оригинальная экспозиция оконных и дверных рам встретит вас во внутреннем дворике музея. Здесь же находится фонтан, его возраст приближается к 1000 лет. Он был изготовлен в Испании и доставлен сюда из Кордовы.
Дворец Бахия является одним из наиболее хорошо сохранившихся дворцов Марракеша. Это сооружение в мавританском стиле, построенное в конце XIX века на площади в 8 гектаров. Его название переводится как: "Дворец красавицы". Его построил для своей любимой жены Бу Ахмед Сиди Мусса – великий визирь двух султанов - Хасана I и Абд-аль-Азиза. Здесь жили и другие три жены визиря, а также его 24 наложницы. Дворец строился очень долго – более 7 лет, потому что визирь постоянно покупал соседние земли и расширял фронт работ. На строительстве дворца трудились около 1000 рабочих из Феса. В результате его архитектору Аль-Хаджу Му-хамеду бен Макки аль-Мисфуи удалось выстроить нечто, напоминающее лабиринт из роскошных залов, маленьких комнат, галерей, уютных внутренних двориков с фонтанами и апельсиновыми деревьями. Поскольку визирь был довольно тучен, он не любил лестницы и предпочитал оставаться на первом этаже. Соответственно его вкусам дворец разрастался вширь и стал целым кварталом из зданий-риадов, соединенных галереями и выходящих своими окнами во внутренние дворики. У каждого из риадов было вполне определенное назначение: зал приемов, библиотека, помещение для одной жены, для другой, школа и так далее. В убранстве дворца широко использовалась традиционная мозаика, панно из цветного атласского кедра, ковры. Парадный двор был окружен колоннами и вымощен каррарским мрамором. Стены украшались изречениями из Корана, выполненными арабской вязью. Помещения его любимой жены выделяются витражами, изготовленными из иранского стекла, уникальными для Магриба, а также деревянными элементами, окрашенными в красный цвет. О вычурных вкусах визиря говорит кресло-ниша, устроенное в одной из стен. Это был "трон" властителя дворца, с которого он наблюдал за пением и танцами своих наложниц. При жизни визиря его дворец по праву считался самым красивым и роскошным дворцом Марракеша, что очень задевало султана Абд аль-Азиза. Тотчас после смерти визиря дворец был разграблен по приказу султана. Во времена французского протектората дворец стал резиденцией генерал-резидента маршала Лиоте. Генерал перестроил один из залов, сделав из него зал Советов, и устроил в комнатах дворца камины, так как совершенно не переносил холода. Полная обстановка дворца не дожила до наших дней. Часть его помещений была занята королевской армией, выставившей у его входа караул из гвардейцев. Прежде здесь принимали почетных гостей королевской семьи, однако вскоре комфорт современных отелей Марракеша прекратил и эту традицию. Дворец сейчас в полном распоряжении туристов, здесь вам обязательно расскажут о Жаклин Кеннеди, отдыхавшей во дворце в 60 годы прошлого века.
Дворец Эль-Бади сейчас представляет собой руины некогда роскошного дворца, стоявшего в окружении апельсиновых рощ. Мулаю Исмаилу из династии Алавитов приглянулись материалы, из которых был построен дворец, и он приказал разобрать его для строительства своего нового дворца в Мекнесе. Процесс разрушения растянутся на целых 10 лет и это неудивительно. В свое время Эль-Бади получил прозвище "Несравненный", так как он был великолепным образцом архитектуры Магриба. Он был заложен в 1578 году Ахмедом аль-Мансуром в честь победы над Португалией своего брата Мулая Абдаллы в битве "Трех королей". Значение этого сражения трудно переоценить, так как оно изменило всю геополитическую карту того времени. Дворец Эль-Бади строился 25 лет, причем использовались только самые лучшие материалы: ирландский гранит, итальянский мрамор, многоцветный оникс, слоновая кость и полудрагоценные камни из Индии. В нем был сооружен громадный даже по сегодняшним меркам бассейн 90х20 метров, была устроена система центрального отопления, хотя это был еще XVI век. Стены и потолок дворца покрывала позолота, вокруг его внутреннего двора (135х110 метров) разместилось 360 залов. Строителям выплачивалось щедрое жалованье: раз в гол каждый из них получал столько золота, сколько весил сам. Дворец изначально был предназначен для роскошных празднеств. И сейчас здесь устраиваются различные фестивали. На территории дворца хранится старый минбар мечети Кутубия, а также здесь расположена подземная тюрьма. Фотосъемка запрещена.
Мечеть Аль-Мансур в свое время получила еще два названия: мечеть Касбы и мечеть Золотых яблок. Вход в мечеть разрешен только для мусульман. Мечеть Аль-Мансур – ровесница Кутубии, она возводилась султаном Аль-Мансуром в конце XII века на территории новой Касбы. В 1574 году в результате пожара мечеть сильно пострадала, поэтому усилия по ее реставрации предпринимались Мулаем Абдаллой из династии Саадитов, а затем принцем Сиди Мохаммедом бен Абдаллой из династии Алавитов. Мечеть Аль-Мансур выглядит значительно скромнее Кутубии: ширина здания 80 метров, молитвенный зал существенно меньших размеров, более приземист минарет, всего три позолоченных шара венчают ее шпиль. Кстати, именно из-за этих шаров ее прозвали мечетью Золотых яблок. Тем не менее, минарет очень красив: бирюзовый фаянс его отделки гармонично сочетается с каменной резьбой. Внутри есть центральный двор, а также четыре маленьких дворика, в каждом из которых устроен бассейн для омовений. Молитвенный зал разделен 11 нефами.
Гробницы Саадитов расположены на rue de la Kasbah. Основатель династии Саадитов Ахмед аль-Мансур после смерти своей матери Лады Мессуда построил для ее погребения специальную усыпальницу. Поскольку Династия Саадитов находилась у власти очень долго, дальнейшие поколения продолжили традицию захоронения в фамильной гробнице и со временем создали настоящий шедевр, выстроенный в мавританском стиле. В трех нишах, расположенных по периметру внутреннего двора сооружения, расположены гробницы, точнее, - безымянные плиты представителей династии Саадитов. Делать какие-либо надписи в те времена было не принято. Подлинные останки знатных саадитов, их наследников и ближайших родственников покоятся глубоко в земле и недоступны взглядам посетителей. Каждое из помещений отличается своей уникальной отделкой: мраморные колонны, резные потолки, цветная мозаика. В центральной нише, называемой "Залом колонн", находятся надгробия султана Ахмеда аль-Мансура, его сына и внука. Надгробие матери Ахмеда аль-Мансура выделено особо, в то время как 100 других представителей династии – женщины, в основном, - покоятся снаружи во дворе. Гробницы Саадитов не посмел разрушить даже первый из представителей династии Алавитов Мулай Исмаил. Он приказал построить вокруг них высокую стену, хотя есть легенда о том, что в этой стене был тайный проход из мечети Касба, которым могли пользоваться только доверенные люди султана. Для широкой общественности гробницы были открыты только в 1917 году, после того, как французские летчики разглядели с воздуха большой внутренний двор. Было решено пробить туда проход рядом с мечетью. Так он и выглядит сегодня: узкий вход, прорубленный в стене.
Сады Агдаля расположены к югу от королевского дворца. Они тянутся сплошной полосой на протяжении нескольких километров. Близость дворца иногда мешает посетителям попасть в них, так как проезд перекрывается, если в Марракеш приезжает кто-то из членов королевской фамилии. Свой сегодняшний вид сады Агдаля приобрели в XIX веке, хотя первые деревья были посажены здесь еще в XII веке. Сейчас они занимают площадь в 440 гектаров (3 х 1.5 км) Горная вода для полива множества оливковых, гранатовых и апельсиновых деревьев сохраняется в резервуарах, устроенных по всей территории сада. Здесь есть несколько водоемов. На берегу одного из них расположен дворец Дар-Эль-Хана, с которым связано несколько древних легенд. Дворец как будто предназначен для романтических свиданий, с его террасы открывается чудесный вид на горы Высокого Атласа. Многие из султанов Марокко бывали здесь. Рассказывают о судьбах несчастных девушек, которых после ночи любви султан бросал в воду. В это трудно поверить, ощутив тишину и спокойствие этих мест. В благодатном климате Марокко сады цветут весь год, и жители Марракеша любят здесь отдыхать и устраивать скромные пикники.